Филипп Кудряшов в вечернем шоу «Наше время» на Радио России.

Депутат предложил цензурировать кино и реформировать экспертные советы, выбирающие фильмы для господдержки. Автор инициативы – первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по культуре Дмитрий Певцов – отметил, что необходимо обратить внимание на то, как в Советском Союзе создавались и работали худсоветы, которые отсматривали все – и концертные программы, и спектакли, и фильмы.

Ведущие: Ольга Максимова и Игорь Шатров

Гость: Филипп Кудряшов – Президент гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России.

Игорь Шатров:
Ну вот многие говорят, что в советское время давление на культуру было такое, что прямо всё цензурировалось. О каждом фильме известных, даже, не знаю, там о комедиях Рязанова или так далее, вот таких, где допускалась определённая сатира, юмор такой неоднозначный. Всегда много рассказов об этом есть, да, как удаляли тот или иной фрагмент, и говорили, что, ну смотрите, вот в каких условиях мы бы сказали, тем не менее, качественное кино, а сейчас некоторые представители культурного сообщества говорят, что этой советской цензуры не хватает современным фильмам. Мне кажется, что современным фильмам не хватает мастерства.

Ольга Максимова:
С другой стороны, благодаря советской цензуре очень многие фильмы долго лежали на полках. Так, «Белое солнце пустыни». Уж казалось бы, да, ну что тут такого в этом фильме крамольного, но тем не менее благодаря фактически чуду и стечению обстоятельств этот фильм стал таким популярным.

Игорь Шатров:
Ну да, и много таких фильмов, ныне известных, помню, «Проверка на дорогах» и так далее.

Ольга Максимова:
С другой стороны, мы сейчас говорим о том, что иногда на государственные деньги снимается такой отчаянный шлак, который, мало того, что сам по себе низкого качества, так ещё по своему наполнению. Такие фильмы не могут сниматься на государственные деньги.

Игорь Шатров:
Когда Певцов говорит о цензуре в кино, он говорит и о реформировании Экспертных советов, но они назывались может быть по-другому. Они назывались худсоветами. Например, худсоветы утверждали те или иные фильмы в своё время, спектакли и так далее. А сейчас есть экспертные советы при Фонде кино, которые выбирают фильмы для господдержки. Вот как раз вы имейте в виду, если вы видите в начале заставку «Фонд кино», то она идёт 5 или 6 кадром, то имейте в виду, эти деньги получил автор фильма, режиссёр фильма от государства. Он получил довольно серьёзную часть средств от государства. Почему это не гарантирует качество, почему они раздают деньги всем и вся? Может быть, было бы меньше дерьма в кино, если бы подходили более качественно, более пристально, что ли, уделяли внимание выбору этих фильмов на так называемых питчах, или как у них там называется. Ну давайте поговорим вот об этой имитации выбора. Выбора фильмов, как ты сказал, Певцов.

Ольга Максимова:
А ты знаешь, вот ещё один момент. Просто его хочется обозначить перед тем, как мы обратимся к нашему уважаемому эксперту. Очень часто бывает, что у нас снимут фильм, а потом вдруг окажется, что исполнитель главной роли получил статус иноагента и, в общем-то, говорит какие-то совершенно чудовищные вещи.

Игорь Шатров:
Это не значит, что этот фильм потом не надо показывать. Вот мне жалко один фильм. Специально не буду называть его, где играет один иноагент. Это очень хороший фильм. Может быть, его реже показывают. Это, может быть, даже влияет на развитие кино, потому что фильм довольно прогрессивный, даже в плане кинематографа, ему 2 или 3 года. Не буду его называть. С нами на связи президент Гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России Филипп Кудряшов. Филипп Владимирович, здравствуйте.

Ольга Максимова:
Здравствуйте.

Филипп Кудряшов:
Да, здравствуйте, коллеги.

Игорь Шатров:
Филипп Владимирович, вы поддерживаете идею Певцова о цензуре? Но, правда, мы должны сразу сказать, что цензура запрещена в Российской Федерации. Это конституционный запрет.

Филипп Кудряшов:
Да, да, давайте говорить всё-таки не о цензуре, а о реформировании Экспертных советов. Это, безусловно, я считаю, нужно делать уже давно. Вы говорите в основном про Фонд кино, но не стоит забывать, что у нас есть Министерство культуры Российской Федерации, которое является основным, так скажем, распределителем, и Фонд кино находится под Министерством культуры. У них есть отдельный конкурс. Так вот, реформирование экспертных советов, в том числе в Министерстве культуры, я думаю, должно быть обязательным. Оно давно назрело, потому что многие эксперты уже оттуда уходят, понимая, что не могут ничего сделать. Всё это происходит из-за Положения об экспертных советах, которые сейчас существуют. Собственно, это только совещательный голос, не решающий голос экспертов, и, в том числе, возглавляет экспертный совет Министерства культуры директор департамента кинематографии министерства культуры, который является прямым подчинённым лицом Министра, к примеру.

Игорь Шатров:
Ну это, знаете, тоже получается, что за каждый фильм мы должны винить министра.

Филипп Кудряшов:
Если мы поменяем с вами положение об Экспертном совете, мы будем винить не министра и не кого-либо другого, а исключительно Экспертный совет, который будет принимать реальные решения и который должен будет за эти решения отвечать, потому что именно этот экспертный совет, по идее, должен принимать те фильмы, на которые он выделил средства. Тогда у нас, по крайней мере, система начнёт работать совсем иначе. Нам будет кого спрашивать. Сегодня, откровенно говоря, не с кого.

Игорь Шатров:
Просто я боюсь, что не с кого спрашивать, потому что всё формально. Мне не знаю, стоит ли всё сваливать на нынешнего министра культуры, но до этого она как раз руководила департаментом кино, то есть получается, она непосредственно ответственна за провалы в кино того периода. Но это, наверное, не так, потому что всё это для галочки. Дело не в том, что у них нет ответственности, а в том, что эта ответственность не имеет значения. Всё для галочки, что на самом деле решает или кто решает, на что дать деньги, кто этот секретный человек или организация, я не знаю, что это за мафия, которая решает, на какие фильмы надо выдать деньги, раз это не Экспертный совет.

Филипп Кудряшов:
Сегодня мы с вами не можем это обсуждать в публичном пространстве, потому что у нас нет конкретных доказательств того, кто конкретно из какого-либо ведомства решает, но формально говорится о том, что решение Экспертного совета формально.

Игорь Шатров:
Ну да, получается, решение экспертного совета. А мы уверены в том, что если экспертный совет выйдет из подчинения, там, де юре или де факто, честно, не могу понять, Министерства культуры, то он будет независимым.

Филипп Кудряшов:
Ну, коллеги, он, наверное, будет независим от Министерства культуры, может быть, зависим от кого-то другого. Мы знаем, да, у нас в России, к сожалению, совершенно честных людей найти сложно. Так вот, наверное, надо искать именно тех честных людей, которые встанут во главе этого экспертного совета и не будут, так скажем, прогибаться под ту или иную позицию. Но главное, чему должен следовать экспертный совет, это, собственно, Указу Президента 809, это направлению развития Российской Федерации, потому что любая господдержка должна выделяться на ту кинематографию, которая будет положительно влиять на развитие общества в России. Вот. Это моё, опять же, мнение, может быть, кто-то из творцов со мной не согласится и скажет о том, что культура никому ничего не должна, она должна просто делать, иллюстрировать истории и так далее. Но это уже вопрос дискуссии, конечно.

Игорь Шатров:
Но вопрос как раз в том, что в случае ответственности не получим ли мы наоборот очень пресное…

Ольга Максимова:
Вот, я поясню, мы совсем недавно обсуждали в эфире тему, она была связана с запретом пропаганды бездетности «чайлдфри». Вы, естественно, знаете об этом. Мы разворачивали мысли, когда на эту тему, то они немного насторожились, получится ли так, что теперь все фильмы будут исключительно про многодетные семьи, где, я не знаю, 10 детей и счастливые родители. Условно говоря, я сейчас очень грубо, грубыми мазками эту тему вам набрасываю. Знаете, мы даже сравнили это с такими разнарядками Голливуда, когда обязаны были в фильмах снимать по два представителя нетрадиционной ориентации, темнокожего, одноногого, условно говоря, и так далее. Я думаю, вы поняли, что мы хотели донести.

Филипп Кудряшов:
Да, у нас есть разнарядка, скажем так, в плохом смысле этого слова, снимать детское кино, мы его не снимаем, мы снимаем семейное. Детского кино у нас на экраны не выходит до сих пор. Мы выполняем указы, направления, что мы детскую тему поддерживаем через семейное кино. Я понимаю, о чем вы говорите. И, наверное, нельзя дать на этот вопрос ответа прямо сейчас, что именно так будет и будет иначе. Безусловно, это процесс, который, вспомните, в советские времена тоже были разнарядки. Снимать про героев, снимать про монтажников, снимать рабочие профессии и так далее. Но всё-таки ведь остались те бриллианты, о которых мы можем вспоминать и которые смотрим с удовольствием до сегодняшнего дня. Поэтому, конечно, кино – это очень опасный такой, в этом смысле творческий продукт, потому что мы никогда до конца не знаем, как он будет принят зрителем. Эта опасность существует и сегодня. Если возвращаться даже к тому же финансированию кинопроизводства, то только, наверное, в Фонде кино, если ты берёшь возвратную субсидию, ты отвечаешь за кино, потому что ты должен вернуть эту возвратную субсидию, а если ты получаешь деньги невозвратные, то ты свободен от обязательного проката. Или же какого-то продвижения фильма к зрителю – твоя задача только сделать его, сдать, получить акты выполненных работ, подписать и сидеть спокойно. Но это тоже неправильно, потому что зритель всё-таки должен видеть то кино, которое создаётся при поддержке нашего государства. Это к вопросу о том, что кино может быть разным, то, о чем вы говорите, это не говорит о том, что если будет тема о том, что детей в семье должно быть много, то, соответственно, все фильмы будут об этом. Нет, конечно, потому что все равно будут и другие темы, и тема об СВО, и тема вообще о полной семье. Мы пытаемся всё время говорить, по крайней мере, как те, кто там, Дмитрий Певцов и так далее, о том, что мы не должны забывать о том, что кино формирует общество, оно помогает формировать общество. И если такое кино не появляется вообще, потому что прошлый год у нас был объявлен Годом семьи, у нас не появилось ни одного фильма, посвящённого семейной тематике, кроме «Огненного лиса», который запускается тремя годами ранее. Надеюсь, знаете, и зрители знают, что на телеканале «Россия» показывалось это кино про лисёнка, который формирует свою семью, и через него мы можем найти какие-то свои похожести, так сказать. А другого кино о семейной какой-то теме невозможно вспомнить, хотя и был объявлен Годом семьи. Наша кинематография не предоставила ничего по этому поводу. А вы говорите, мы будем бояться, что все фильмы будут о многодетности.

Ольга Максимова:
Нет, нет, мы…

Игорь Шатров:
А если в другую сторону, да, мы просто ещё боимся, что это будут очень плоские, что ли,
Запретов много.

Филипп Кудряшов:
Будут плоские, будут и неплоские, я вас уверяю. Потому что вопрос творчества – кому мы даём эти средства, кто этот режиссёр? Если он будет делать и делал до этого плоские фильмы, так может ему не давать, просто даже если тема подходит. Мы же должны давать не только за тему, но и за то, как он её пытается воплотить. Как он хочет воплотить её на основании режиссёрской экспликации, на основании синопсиса, который он представляет в Министерство культуры, трейлеров, которые он тоже показывает на защите, так называемых питчах. Для этого и существует экспертный совет, где эксперты на основе своего опыта и профессионализма могут оценить потенциал, чтобы это кино получилось не плоским, а высокохудожественным. И в то же время отвечало той тематике, которая была заявлена.

Ольга Максимова:
Филипп Владимирович, а вы слышали наверняка, когда мы с Игорем обсуждали эту тему перед тем, как представить вас нашей аудитории, про актёров. А может ли экспертный совет каким-то образом утверждать кандидатуру на исполнение главной роли, чтобы, не знаю, смотреть социальные сети, пытаться понять, что думает этот человек?

Филипп Кудряшов:
Да, да я перебью, во-первых, фильм создаётся три календарных года минимум, как говорится, да, и максимум, согласно контракту с Министерством культуры или Фондом кино. Вы понимаете прекрасно, что запуская его сегодня и взяв некого артиста в кадр, мы не можем гарантировать, что произойдёт что-то в России, и через три года, да, через два с половиной года, он не скажет какую-нибудь глупость и всё. И, соответственно, мы потеряем все большие деньги. Как говорится, фильм отправится на полку из-за этого. Что касается утверждения актёров, на момент подачи документов на получение финансирования не всегда производитель на 100% знает о том, кого он будет снимать, потому что с каждым более-менее известным артистом нужно договариваться заранее, чтобы он вставил в свой график, потому что графики у всех очень загружены. Поэтому есть предварительные договорённости, есть предварительный подбор артистов, которые демонстрируются на защите Министерства культуры и, соответственно, на основе этих лиц, в том числе, совет может представить, как будут выглядеть образы того или иного героя. Но проверять этих людей вы можете проверить, но это не факт, что с ними будут работать. Не подписан ещё контракт, они могут слететь, могут отказаться, заболеть. У Министерства культуры или Фонда кино, как у продюсера, нет функции отслеживать и утверждать артистов, которые будут исполнять те или иные роли. Хотя, наверное, это можно вставить в тот или иной контракт.

Ольга Максимова:
Благодарим вас, Филипп Владимирович, спасибо большое. К сожалению, время нашего эфира уже вышло, но интересная точка зрения, в общем-то, не знаю. Игорь, ты был скептически настроен сейчас.

Игорь Шатров:
Как скептически? Нет, гораздо более.

Ольга Максимова:
Получилось ли у Филиппа Кудряшова?

Игорь Шатров:
Да, практически. Президент Гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России Филипп Кудряшов был с нами. Спасибо.

Первоисточник на платформе «СМОТРИМ» 

Другие новости

Zimni-2025

V Открытый российский кинофестиваль авторского кино «Зимний» пройдет в Москве с 1 по 7 декабря 2025 года. Фестиваль начинает прием заявок на участие в Конкурсной программе и объявляет о проведении Зимнего Кинорынка авторского кино, а также открывает прием на него заявок. Учредителями, как и в предыдущие годы, выступят «Кинокомпания Альянс» и Российский Фонд Культуры. Кинофестиваль […]

Элла Тухарели

Фонд поддержки регионального кинематографа Союза кинематографистов России (ФПРК) в 2026 году выделит субсидию в размере 15 млн рублей на продвижение документального кино. Такое заявление сделала Элеонора Тухарели, генеральный продюсер ФПРК, на форуме регионального кинематографа «Новый вектор», который прошел 26-27 июня в подмосковной Истре. «В следующем году мы выделим 15 млн рублей на продвижение авторского регионального […]

GD-RF

Госдума приняла в первом чтении законопроект, который запрещает онлайн-кинотеатрам демонстрировать фильмы, не имеющие прокатных удостоверений от Министерства культуры. Этот законопроект также уточняет основания для отказа в выдаче прокатного удостоверения. В их число попадают фильмы, содержащие материалы, которые оспаривают или дискредитируют традиционные духовные и моральные ценности российских граждан. Как указано в пояснительной записке, документ позволит четко […]

Филипп Кудряшов

В парламенте займутся вопросом культуры. Госдума планирует рассмотреть законопроект об отказе в прокатных удостоверениях фильмам, дискредитирующим традиционные ценности. Заседание намечено на 24 июня. Документ был внесен в парламент в декабре 2024 года. Согласно тексту, наличие в картине материалов, порочащих духовно-нравственные ориентиры, станет основанием для отказа. Также предлагается расширить полномочия Минкультуры и обязать онлайн-сервисы не распространять […]

Mixalkov_2

В Государственной Думе на пленарном заседании перед депутатами выступил Народный артист РСФСР, Герой Труда РФ, Председатель Союза кинематографистов России, режиссер Никита Михалков. Главной темой его обращения стало сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Фрагмент выступления о квотировании голливудского кино: Мои коллеги-кинематографисты попросили меня обратиться к Президенту с просьбой о квотировании американского кино в защиту […]

Rasim-2

15 июня 2025 года на 82 -м году ушел из жизни наш друг и коллега – член Союза кинематографистов России, советский и российский деятель кино, заслуженный работник культуры Российской Федерации Расим Ильяс оглы Даргях – заде (1944-2025). Расим Даргях-заде родился 19 февраля 1944 года в городе Кировабад Азербайджанской ССР. В 1967 году окончил Азербайджанский институт […]