
В рамках седьмого Балтийского Культурного Форума, прошедшего с 17 по 19 апреля 2025 года в городе Светлогорске Калининградской области, прошла секция: «Региональные киноиндустрии: формула успеха». Предлагаем вашему вниманию выступление продюсера, генерального директора АО «Всемирные русские студии» Юрия Сапронова.
Балтийский Культурный Форум — это дискуссионная площадка, где совместно с профессионалами, экспертами и властью представители культурных учреждений и деятели искусств обсуждают самые актуальные вопросы по направлению «Культура». Цель форума — раскрыть перспективу развития сферы культуры региона.
Ну, начнём, наверное, с Калининграда, прекрасного региона. Нам посчастливилось работать здесь два года назад. Проект назывался «ГДР», и я надеюсь, что мы сюда ещё раз приедем с нашими новыми проектами. Ещё один новый проект, который мы запустили с платформой КИОН, будет называться «Марик». В принципе, о нём и можно рассказать, как, собственно, он рождался и как в конечном итоге подошёл к съёмкам, которые должны начаться 22 июня этого года.
Так получилось, что два года назад я начал ездить на новые территории. Честно скажу, я не собирался этого делать, но мои друзья, младше меня, познакомили с молодыми ребятами, местными донецкими мальчишками 19-20 лет, которые там воевали и, к несчастью, в большом количестве погибли. И я подумал, что не могу отворачиваться от того, что происходит, ведь это моя родина, это наши люди, и будет правильно, если я приложу свои усилия, свой профессиональный опыт и какие-то таланты, чтобы показать и рассказать, что там происходит. И таким образом я оказался в Донецкой области, в том числе в городе Мариуполь, где этот проект «Марик» и родился. Мы ехали с нашим сопровождающим другом по Мариуполю, который уже отстраивается. В этот момент мне пришла идея, что надо снимать не про войну, которая была уже 4 года назад, а про этот новый город, про то, что там происходит, про тех людей, которые прошли весь этот ужас, и про ту новую жизнь, которая там началась. Таким образом родился проект про тридцатилетнего врача, который вернулся из плена и пошёл в Мариуполь работать врачом детской скорой помощи.
Собственно, два года назад мы начали писать сценарий, написали его, потом почти полностью переписали, и сейчас мы всё ещё дорабатываем его. У нас появились партнёры — платформа КИОН. Буквально две или три недели назад мы подписали договор, и сейчас идёт подготовительная работа. Как я уже сказал, 22 июня мы начнём. Проект будет сниматься в Мариуполе, частично в Крыму. Сценарий — это, конечно, наша боль, потому что тема сложная, и хороших драматургов, к сожалению, не так много, а работы много.
На рынке людей, которые талантливы и профессиональны, готовых посвятить свою жизнь, в том числе, этой сложной теме, немного, они являются меньшинством. И мы, в принципе, сталкиваемся с тем, что, если говорить откровенно, наше сообщество вообще отвергает и отворачивается, поворачивается спиной к тому, что на самом деле происходит сейчас, и в стране, и в мире. Конечно, невозможно принять какие-то санкционные репрессивные меры или заставлять кого-то писать про Донецк или Луганск. Это дело каждого, его профессиональная позиция, и это моральный выбор каждого человека. Постепенно мы обрастаем кадрами, их немного, но новые проекты, как мне кажется, появляются, и их не стыдно показывать людям. Нельзя врать, нельзя говорить неправду. С другой стороны, мы понимаем, что во время идущей войны есть определённые внутренние ограничения, потому что, наверное, какие-то вещи не стоит показывать или о них говорить. Но сейчас сложно говорить, потому что мы видим, происходит спецоперация, люди гибнут. В принципе, здесь нет таких однозначных историй. С другой стороны, я всё время говорю, что с профессиональной точки зрения это колоссальные истории, колоссальные драмы. Каждый день нам подбрасывают новые и новые истории. И не только про подвиги, но и про жизнь обычных людей, в принципе, снимай, не переснимай.
Когда говорят, а что необходимо аудитории, я абсолютно уверен, что нужно с ней разговаривать, честно рассказывать правду о том, как оно на самом деле и что там происходит. Когда я первый раз туда ехал, мне казалось, что я окажусь в Ленинграде — известна эта табличка на Невском проспекте «При обстреле эта сторона наиболее обстреливаемая». Я ехал с ощущением, что люди там бегают между домами и выбирают, где более безопасно и куда не прилетит снаряд. Но оказался совершенно в другой среде, которая мне непонятна, потому что регион живёт. Там живут несколько миллионов человек, они ведут, в принципе, достаточно обычную жизнь, растят детей, ходят в школу, работают. Когда их спрашиваешь, почему они не уезжают, они говорят: «Это наша земля, никуда не уедем». Находясь здесь, в Москве, в Питере, вообще в стране, мне кажется, не так много людей понимают, что на самом деле там происходит, через что им пришлось пройти, и что они продолжают проходить до сих пор. В каком-то смысле, на сегодняшний день это место силы и кузница кадров, людей, которые помогут, в том числе и в глобальном смысле, изменить нашу страну в лучшую сторону. Если говорить о сценарии, я абсолютно убеждён, что когда-то придут люди, которые прошли эту войну, и они должны писать об этом, потому что, конечно, трудно любому драматургу, каким бы талантливым он ни был, так отстранённо писать о каких-то историях, лишь основываясь на информации, которую он почитал в интернете или в Telegram-каналах. К сожалению, это всё надо пройти и пережить на личном опыте, я в этом более чем уверен.
Я абсолютно уверен, что надо искать таких людей и помогать им. Возможно, в будущем будут создаваться отдельные секции для талантливых ребят, которые отслужили, вернулись и готовы работать в культуре, в искусстве, писать сценарии, снимать кино, потому что через это мы узнаем и увидим что-то новое.
Я думаю, что еще много крутых произведений, но этим процессам тоже надо помочь, потому что сейчас, в принципе, все, знаете, как будто мы встречаемся друг с другом, иногда и со сценаристами встречаешься, смотришь на них и думаешь: «А что тут говорить?» Например, у меня есть кейс. Гарик Сукачёв, мы с ним уже два года собираемся снимать кино. Мы давно знаем друг друга, и когда мы встретились на эту тему, я сидел и говорил: «Игорь Иванович, ты чей?». Он так посмотрел на меня и ответил: «Я за родину». Мы встречаемся, и у нас такое ощущение своего чужого, потому что, как я сказал, большинство коллег, в силу тех или иных обстоятельств, не хотят говорить, снимать и обсуждать эти вещи.
Постепенно собираются коллеги, друзья, и вот мой младший товарищ Андрей Кретов должен был выступать. Когда-то он меня привёл в Тавриду и познакомил с молодыми ребятами, про одних из которых мы пишем историю, которую должен был снимать Игорь Иванович Сукачёв. Появляются какие-то другие авторы. Соавтор, как Николай Островский, сейчас лежит на реабилитации, он, к сожалению, парализован практически, у него одна рука чуть работает, и он пишет тексты через голосовой редактор, а исправляет их пальцем.
Много уникальных историй, и всё это, знаете, проходит через переживания, сострадание и боль. Может быть, немножко сумбурно я рассуждаю про сценарий, но так уж есть, потому что время сумбурное. Понимаете? Объективно, с автором никто не работает. Иногда раздаются голоса из разных сторон, в том числе от разных руководителей, типа «А нет сценаристов, а нет сценариев». А что вы сделали для того, чтобы они были? Вот могу сказать, что мы достаточно плотно работаем с Институтом развития интернета и могу рассказать, как появился проект под названием «Ландыши».
Это был 2022 год, мы работали над проектом «ГДР». Меня напрямую спросили: «Ты будешь дальше работать или нет?» Помните, в тот момент много людей уехало и так далее. Я ответил, что остаюсь и буду работать. Мы стали рассуждать о том, что надо снимать на эту тему, как бы о начале спецоперации. Мы подумали: «Мне кажется, что про военных будет много, а про их женщин, жён? Наверное, им будет гораздо тяжелее, находясь дома, страдать из-за того, что происходит с их мужьями». И так мы начали обсуждать, попробуем, и я ушёл думать, с кем эту историю можно воплотить. Есть у нас команда, с которыми мы работаем давно. Первым был Рауф Кубаев, мы много с ним сделали. Мы начали писать сценарий вместе, и далее пошла технология. Вообще это был эксперимент, было непонятно, как зрители воспримут тему. Сразу на серьёзных щах зайти в эту тему было сложно, потому что многие не хотят смотреть. Но больше людей обращаются к этой теме и готовы смотреть. Было совершенно неясно, захочет ли аудитория смотреть на эту тему или нет. Поэтому я придумал классический простой движок, но это не моя идея, это давно придумано. История про мажорку, которая оказывается в воинской части. Дальше для нас, конечно, был сложный момент — от лёгкого жанра драмеди перейти к более серьёзным смыслам. Это тоже был вызов, потому что было непонятно, как аудитория это воспримет. В общем, мы перешли, и феноменально то, что произошло, феноменальный успех. Я честно скажу, что не ожидал такого.
То, что проект был сложным, конечно, там были различные трудности, начиная от написания сценария. Далее — кастинг. По кастингу это, наверное, был самый сложный проект в моей жизни. Мы кастинговали, наверное, 9 месяцев, искали главных героев. Большинство артистов — особенно молодые — против. Когда слышат тему, все говорят: «Нет». Умные говорят: «У нас график сложный, мы не можем». Дело каждого — решать, готов он или нет. Но тем не менее, это тоже нужно понимать, что это тоже в два, три, в четыре раза сложнее — снимать историю на эту тему. Сейчас чуть попроще. Мы понимаем, что 90% людей, может, лучше им и не звонить, не предлагать. А 10% готовы достаточно активно работать. В этом смысле это хороший стартап для молодых ребят.
На новогодние праздники, когда начался весь этот интернет-фонтан, у нас не было практически никакой рекламы. Ресурсы у нас появились уже после праздников для активной рекламы в интернете. Но до этого всё, что происходило — это народные движения. Все те вещи, которые пошли через 2-3 дня, это такая спонтанная реакция, мы не прилагали никаких усилий, кроме того, что сняли кино.
Знаете, был такой важный момент. Шестая серия. Перед шестой серией я написал Сергею, Нике: «Слушайте, сейчас вы пойдёте на войну, и надо быть готовым к тому, что с Украины начнут писать и вас валить». Он ответил: «Не страшно, мы готовы». Но на самом деле это было мало приятно. Мне было достаточно трудно говорить об этом, ведь я пережил вместе с ними, и люди стали писать оттуда: «Спасибо». Мне кажется, это крайне важно. Мы, знаете, как голубь мира, полетели туда, к этим людям.
Трудно говорить о погибших, и, вероятно, ещё много людей погибнет. Зимой я был в Курской области, и люди говорили: «У нас всё есть, нам важно ваше внимание, чтобы вы к нам приезжали». Мы чувствуем, что мы не безразличны, поэтому важно снимать честные, хорошие проекты о том, что происходит. Что я могу сказать: мы пытаемся это делать, будем делать дальше. Надеюсь, что честные, искренние, отличные проекты найдут огромную аудиторию. Как показал проект «Ландыши», который, честно говоря, никто не ждал, кроме нас и создателя Института развития интернета. Дай Бог, чтобы это стала новая страничка, и появились следующие проекты, новые люди в этой сфере, которые не боятся работать с непростой тематикой.