«Мы, как голубь мира, полетели туда, к этим людям» — Юрий Сапронов

В рамках седьмого Балтийского Культурного Форума, прошедшего с 17 по 19 апреля 2025 года в городе Светлогорске Калининградской области, прошла секция: «Региональные киноиндустрии: формула успеха». Предлагаем вашему вниманию выступление продюсера, генерального директора АО «Всемирные русские студии» Юрия Сапронова.

Балтийский Культурный Форум — это дискуссионная площадка, где совместно с профессионалами, экспертами и властью представители культурных учреждений и деятели искусств обсуждают самые актуальные вопросы по направлению «Культура». Цель форума — раскрыть перспективу развития сферы культуры региона.

Ну, начнём, наверное, с Калининграда, прекрасного региона. Нам посчастливилось работать здесь два года назад. Проект назывался «ГДР», и я надеюсь, что мы сюда ещё раз приедем с нашими новыми проектами. Ещё один новый проект, который мы запустили с платформой КИОН, будет называться «Марик». В принципе, о нём и можно рассказать, как, собственно, он рождался и как в конечном итоге подошёл к съёмкам, которые должны начаться 22 июня этого года.

Так получилось, что два года назад я начал ездить на новые территории. Честно скажу, я не собирался этого делать, но мои друзья, младше меня, познакомили с молодыми ребятами, местными донецкими мальчишками 19-20 лет, которые там воевали и, к несчастью, в большом количестве погибли. И я подумал, что не могу отворачиваться от того, что происходит, ведь это моя родина, это наши люди, и будет правильно, если я приложу свои усилия, свой профессиональный опыт и какие-то таланты, чтобы показать и рассказать, что там происходит. И таким образом я оказался в Донецкой области, в том числе в городе Мариуполь, где этот проект «Марик» и родился. Мы ехали с нашим сопровождающим другом по Мариуполю, который уже отстраивается. В этот момент мне пришла идея, что надо снимать не про войну, которая была уже 4 года назад, а про этот новый город, про то, что там происходит, про тех людей, которые прошли весь этот ужас, и про ту новую жизнь, которая там началась. Таким образом родился проект про тридцатилетнего врача, который вернулся из плена и пошёл в Мариуполь работать врачом детской скорой помощи.

Собственно, два года назад мы начали писать сценарий, написали его, потом почти полностью переписали, и сейчас мы всё ещё дорабатываем его. У нас появились партнёры — платформа КИОН. Буквально две или три недели назад мы подписали договор, и сейчас идёт подготовительная работа. Как я уже сказал, 22 июня мы начнём. Проект будет сниматься в Мариуполе, частично в Крыму. Сценарий — это, конечно, наша боль, потому что тема сложная, и хороших драматургов, к сожалению, не так много, а работы много.

На рынке людей, которые талантливы и профессиональны, готовых посвятить свою жизнь, в том числе, этой сложной теме, немного, они являются меньшинством. И мы, в принципе, сталкиваемся с тем, что, если говорить откровенно, наше сообщество вообще отвергает и отворачивается, поворачивается спиной к тому, что на самом деле происходит сейчас, и в стране, и в мире. Конечно, невозможно принять какие-то санкционные репрессивные меры или заставлять кого-то писать про Донецк или Луганск. Это дело каждого, его профессиональная позиция, и это моральный выбор каждого человека. Постепенно мы обрастаем кадрами, их немного, но новые проекты, как мне кажется, появляются, и их не стыдно показывать людям. Нельзя врать, нельзя говорить неправду. С другой стороны, мы понимаем, что во время идущей войны есть определённые внутренние ограничения, потому что, наверное, какие-то вещи не стоит показывать или о них говорить. Но сейчас сложно говорить, потому что мы видим, происходит спецоперация, люди гибнут. В принципе, здесь нет таких однозначных историй. С другой стороны, я всё время говорю, что с профессиональной точки зрения это колоссальные истории, колоссальные драмы. Каждый день нам подбрасывают новые и новые истории. И не только про подвиги, но и про жизнь обычных людей, в принципе, снимай, не переснимай.

Когда говорят, а что необходимо аудитории, я абсолютно уверен, что нужно с ней разговаривать, честно рассказывать правду о том, как оно на самом деле и что там происходит. Когда я первый раз туда ехал, мне казалось, что я окажусь в Ленинграде — известна эта табличка на Невском проспекте «При обстреле эта сторона наиболее обстреливаемая». Я ехал с ощущением, что люди там бегают между домами и выбирают, где более безопасно и куда не прилетит снаряд. Но оказался совершенно в другой среде, которая мне непонятна, потому что регион живёт. Там живут несколько миллионов человек, они ведут, в принципе, достаточно обычную жизнь, растят детей, ходят в школу, работают. Когда их спрашиваешь, почему они не уезжают, они говорят: «Это наша земля, никуда не уедем». Находясь здесь, в Москве, в Питере, вообще в стране, мне кажется, не так много людей понимают, что на самом деле там происходит, через что им пришлось пройти, и что они продолжают проходить до сих пор. В каком-то смысле, на сегодняшний день это место силы и кузница кадров, людей, которые помогут, в том числе и в глобальном смысле, изменить нашу страну в лучшую сторону. Если говорить о сценарии, я абсолютно убеждён, что когда-то придут люди, которые прошли эту войну, и они должны писать об этом, потому что, конечно, трудно любому драматургу, каким бы талантливым он ни был, так отстранённо писать о каких-то историях, лишь основываясь на информации, которую он почитал в интернете или в Telegram-каналах. К сожалению, это всё надо пройти и пережить на личном опыте, я в этом более чем уверен.

Я абсолютно уверен, что надо искать таких людей и помогать им. Возможно, в будущем будут создаваться отдельные секции для талантливых ребят, которые отслужили, вернулись и готовы работать в культуре, в искусстве, писать сценарии, снимать кино, потому что через это мы узнаем и увидим что-то новое.

Я думаю, что еще много крутых произведений, но этим процессам тоже надо помочь, потому что сейчас, в принципе, все, знаете, как будто мы встречаемся друг с другом, иногда и со сценаристами встречаешься, смотришь на них и думаешь: «А что тут говорить?» Например, у меня есть кейс. Гарик Сукачёв, мы с ним уже два года собираемся снимать кино. Мы давно знаем друг друга, и когда мы встретились на эту тему, я сидел и говорил: «Игорь Иванович, ты чей?». Он так посмотрел на меня и ответил: «Я за родину». Мы встречаемся, и у нас такое ощущение своего чужого, потому что, как я сказал, большинство коллег, в силу тех или иных обстоятельств, не хотят говорить, снимать и обсуждать эти вещи.

Постепенно собираются коллеги, друзья, и вот мой младший товарищ Андрей Кретов должен был выступать. Когда-то он меня привёл в Тавриду и познакомил с молодыми ребятами, про одних из которых мы пишем историю, которую должен был снимать Игорь Иванович Сукачёв. Появляются какие-то другие авторы. Соавтор, как Николай Островский, сейчас лежит на реабилитации, он, к сожалению, парализован практически, у него одна рука чуть работает, и он пишет тексты через голосовой редактор, а исправляет их пальцем.

Много уникальных историй, и всё это, знаете, проходит через переживания, сострадание и боль. Может быть, немножко сумбурно я рассуждаю про сценарий, но так уж есть, потому что время сумбурное. Понимаете? Объективно, с автором никто не работает. Иногда раздаются голоса из разных сторон, в том числе от разных руководителей, типа «А нет сценаристов, а нет сценариев». А что вы сделали для того, чтобы они были? Вот могу сказать, что мы достаточно плотно работаем с Институтом развития интернета и могу рассказать, как появился проект под названием «Ландыши».

Это был 2022 год, мы работали над проектом «ГДР». Меня напрямую спросили: «Ты будешь дальше работать или нет?» Помните, в тот момент много людей уехало и так далее. Я ответил, что остаюсь и буду работать. Мы стали рассуждать о том, что надо снимать на эту тему, как бы о начале спецоперации. Мы подумали: «Мне кажется, что про военных будет много, а про их женщин, жён? Наверное, им будет гораздо тяжелее, находясь дома, страдать из-за того, что происходит с их мужьями». И так мы начали обсуждать, попробуем, и я ушёл думать, с кем эту историю можно воплотить. Есть у нас команда, с которыми мы работаем давно. Первым был Рауф Кубаев, мы много с ним сделали. Мы начали писать сценарий вместе, и далее пошла технология. Вообще это был эксперимент, было непонятно, как зрители воспримут тему. Сразу на серьёзных щах зайти в эту тему было сложно, потому что многие не хотят смотреть. Но больше людей обращаются к этой теме и готовы смотреть. Было совершенно неясно, захочет ли аудитория смотреть на эту тему или нет. Поэтому я придумал классический простой движок, но это не моя идея, это давно придумано. История про мажорку, которая оказывается в воинской части. Дальше для нас, конечно, был сложный момент — от лёгкого жанра драмеди перейти к более серьёзным смыслам. Это тоже был вызов, потому что было непонятно, как аудитория это воспримет. В общем, мы перешли, и феноменально то, что произошло, феноменальный успех. Я честно скажу, что не ожидал такого.

То, что проект был сложным, конечно, там были различные трудности, начиная от написания сценария. Далее — кастинг. По кастингу это, наверное, был самый сложный проект в моей жизни. Мы кастинговали, наверное, 9 месяцев, искали главных героев. Большинство артистов — особенно молодые — против. Когда слышат тему, все говорят: «Нет». Умные говорят: «У нас график сложный, мы не можем». Дело каждого — решать, готов он или нет. Но тем не менее, это тоже нужно понимать, что это тоже в два, три, в четыре раза сложнее — снимать историю на эту тему. Сейчас чуть попроще. Мы понимаем, что 90% людей, может, лучше им и не звонить, не предлагать. А 10% готовы достаточно активно работать. В этом смысле это хороший стартап для молодых ребят.

На новогодние праздники, когда начался весь этот интернет-фонтан, у нас не было практически никакой рекламы. Ресурсы у нас появились уже после праздников для активной рекламы в интернете. Но до этого всё, что происходило — это народные движения. Все те вещи, которые пошли через 2-3 дня, это такая спонтанная реакция, мы не прилагали никаких усилий, кроме того, что сняли кино.

Знаете, был такой важный момент. Шестая серия. Перед шестой серией я написал Сергею, Нике: «Слушайте, сейчас вы пойдёте на войну, и надо быть готовым к тому, что с Украины начнут писать и вас валить». Он ответил: «Не страшно, мы готовы». Но на самом деле это было мало приятно. Мне было достаточно трудно говорить об этом, ведь я пережил вместе с ними, и люди стали писать оттуда: «Спасибо». Мне кажется, это крайне важно. Мы, знаете, как голубь мира, полетели туда, к этим людям.

Трудно говорить о погибших, и, вероятно, ещё много людей погибнет. Зимой я был в Курской области, и люди говорили: «У нас всё есть, нам важно ваше внимание, чтобы вы к нам приезжали». Мы чувствуем, что мы не безразличны, поэтому важно снимать честные, хорошие проекты о том, что происходит. Что я могу сказать: мы пытаемся это делать, будем делать дальше. Надеюсь, что честные, искренние, отличные проекты найдут огромную аудиторию. Как показал проект «Ландыши», который, честно говоря, никто не ждал, кроме нас и создателя Института развития интернета. Дай Бог, чтобы это стала новая страничка, и появились следующие проекты, новые люди в этой сфере, которые не боятся работать с непростой тематикой.

Балтийский Культурный Форум 2025

Другие новости

Prav_kino_2025_1

В кинотеатре «Поклонка» прошла торжественная церемония награждения победителей фестиваля, приуроченного к 80-летию Победы. В этом году в конкурсе участвовала 41 картина из России, Беларуси, Китая, Индии, Ирана и других стран. В Международный экспертный совет фестиваля вошли представители Гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России. Фестиваль объединил более 1000 площадок в 72 регионах России, включая […]

Po-Bratski2_1

Продюсерский центр «Молодежные инициативы» совместно с кинокомпанией «Сказка» презентовали постер комедийного фильма «По-братски». Сюжет строится вокруг двух супружеских пар – эксцентричных Бубликов (Варвара Щербакова и Денис Бузин) и интеллигентных Лебедевых (Ирина Темичева и Илья Коробко) – которые вынуждены вместе отправиться в северный город Нежногорье. В этом удалённом местечке одни планируют провести свои каникулы, тогда как […]

Ирина Анфалова-Шишкина, первый заместитель Министра культуры Челябинской области, в рамках Второго окружного форума «Российская креативная неделя — Урал» объявила, что распоряжением правительства Челябинской области от 11 апреля 2025 года на территории Челябинской области создана кинокомиссия. Новость, которую ждут, на самом деле, действительно замечательная, и решение о том, о чем я сейчас скажу, было принято как […]

В рамках Второго окружного форума «Российская креативная неделя — Урал» состоялась панельная дискуссия «Камера, мотор!»: новый этап развития уральского кино. Николай Тележников, директор фестиваля «ЧелоВечное кино», Председатель Челябинского областного представительства Союза кинематографистов России, представил кинопотенциал региона.  Основные направления развития кинопроизводства. На Урале действительно производится кино. Конечно, оно сейчас не такого большого объёма, как в центре. […]

Elena_Efimova

В специальном цикле интервью с создателями исторической драмы «В списках не значился» для журнала «Зеркало» продюсер Елена Ефимова рассказала о своем опыте взаимодействия на съемочной площадке с уже сыгранным театральным коллективом. Елена, работа с таким материалом, как повесть Бориса Васильева «В списках не значился», требует полной эмоциональной вовлечённости каждого из создателей фильма. Чем эта работа […]

BBabohka

В Москве состоялась презентация Евразийской академии кинематографических искусств и Открытой Евразийской кинопремии «Бриллиантовая бабочка». Идейным вдохновителем стал народный артист РСФСР, Герой Труда Российской Федерации Никита Михалков. Учредителями «Бриллиантовой бабочки» являются Общероссийская общественно-государственная организация «Российский фонд культуры» и Министерство культуры Российской Федерации. На презентации присутствовали представители более чем 20 стран мира, в числе которых Армения, Беларусь, […]