
В рамках седьмого Балтийского Культурного Форума, прошедшего с 17 по 19 апреля 2025 года в городе Светлогорске Калининградской области, прошла секция: «Региональные киноиндустрии: формула успеха». Предлагаем вашему вниманию выступление директора по связям с общественностью холдинга «МТС Медиа» Анны Афанасьевой.
Балтийский Культурный Форум — это дискуссионная площадка, где совместно с профессионалами, экспертами и властью представители культурных учреждений и деятели искусств обсуждают самые актуальные вопросы по направлению «Культура». Цель форума — раскрыть перспективу развития сферы культуры региона.
Я очень рада всех приветствовать в этом столь кинематографичном месте, потому что калининградская область стала, без преувеличения, одним из самых любимых мест для съёмок кино и сериалов. И этому есть несколько довольно очевидных причин. Во-первых, это неповторимая природа. Картинка. Достаточно выйти на улицу и посмотреть по сторонам, чтобы увидеть, насколько здесь нетипичный и красивый пейзаж, дюны и архитектура, потому что здесь можно снять европейскую историю и военное кино, и готическую какую-то историю, если нам нужно показать Западную Европу. Кроме того, мы здесь находим, конечно же, людей, которые знают, что такое кинематограф, и знают, как работать со съёмочными командами. И количество этих людей растёт. Мы очень рады сотрудничать. Большое спасибо местным кинокомиссиям, вообще базово не буду. В регионах продюсерам нужны две вещи: это ребейты и это инфраструктура. То есть это гостиницы, в которых можно разместить несколько десятков человек съёмочной группы и организовать питание. Нужны какие-то специалисты, специалисты, чтобы не вести их из Москвы и, соответственно, ребейт, потому что любой продюсер ищет возможность, как снять дешевле и оптимизировать свою смету просто в силу кинопроизводства.
Нам очень помогает финансовая поддержка на уровне местных властей, собственно. Калининград в этом смысле действительно эталонный пример: здесь всё организовано максимально комфортно для нас. Именно поэтому одним из первых сериалов, с которым стартовал онлайн-кинтеатр КИОН, стал сериал «Коса». Мы его снимали здесь и получили. Ребейт. У нас был достаточно внушительный ребейт, да, у «Косы» он составил 32 000 000 ₽. И это на сегодняшний день самый большой ребейт, выплаченный не только в Калининградской области, но и в России.
Ну и в целом, да, это был, по-моему, один из первых оригиналов КИОН, если я не ошибаюсь. Вообще, КИОН — это самый молодой сейчас кинотеатр на медиарынке. Буквально завтра эта платформа отмечает 4 года с момента запуска. И вот «Коса» — один из первых оригинальных сериалов, потому что с первыми оригиналами КИОН должен был найти свой индивидуальный характер, индивидуальный стиль, своё ДНК, и сериал получился очень кинематографичным. Это история о маньяке, а фоном для неё стали пейзажи Балтийского моря. Критики определили этот жанр как балтийский нуар, и мы даже не ожидали получить такой обширный фидбэк от аудитории, которая говорила, что история сериала о столь страшных вещах выглядит красиво и стильно именно за счёт вот этой потрясающей картинки, снятой на Курской косе. Многие, даже главной актрисе Линде Лапиньш, поступало много звонков с вопросом: «А где это снимали?» Потому что аудитория не всегда даже угадывала, что это снято в России. Соответственно, если нам нужно, если мы хотим получить изюминку какой-то иностранности, мы здесь легко можем этого добиться. И действительно, буквально пару недель назад, в начале апреля, у нас завершились съёмки проекта «Дорогой Вилли», который КИОН производит вместе с Институтом развития интернета. Это проект важный, он посвящён фрагменту политической истории о том, как Брежневу удалось выйти напрямую на канцлера ФРГ Вилли Бранта, и они в частном порядке не допускали обострения Холодной войны в тот момент, когда мир находился на пороге ядерной катастрофы. Соответственно, сейчас этот сюжет имеет особую модифицирующую функцию, потому что он говорит нам о том, что, в принципе, два человека могут договориться, найти общий язык и пойти навстречу друг другу за столом переговоров во имя здравого смысла. Мы долго искали, где показать Западную Европу, и нашли эти локации здесь, в Черняховске и Советске. В целом, если говорить о географии текущих и завершённых проектов КИОН, то мы очень много снимаем в регионах.
За 4 года существования платформы мы снимали в Волгограде, Красноярском крае, Ярославской области, Карелии, Сочи, Туле, Нижнем Новгороде, Казани, Санкт-Петербурге — это география, уже нами освоенная. И в этом году у нас снимается или находится в подготовительном периоде 14 проектов, которые мы будем делать в регионах, в том числе это такие истории, как «Резервация», «Капитанская дочка», «Старый новый бывший», «Отпечатки», «Сказка о царе Салтане» — большая масштабная работа, которую снимали, в том числе, на озере Байкал, а также другие кинопроекты документальные. Съёмка в регионах всегда продиктована сюжетной составляющей, то есть Москву и Подмосковье уже обснимали вдоль и поперёк, регионы пока позволяют показать нам историю.
Неожиданно, может быть, дать новый поворот, новую краску, потому что регионы все не похожи друг на друга, они имеют каждый свой неповторимый характер и самобытность, и, соответственно, характер региона может аффектить характер персонажей. Например, ты можешь ничего не объяснять зрителю, но показать героя в Териберке Мурманской области, и многое становится уже понятно.
И с удивлением для себя мы открыли, переоткрыли Петербург — у нас недавно на платформе КИОН вышел сериал «Дорогой родственник» с Тимофеем Трибунцевым и Анной Михалковой, он про Питер, он написан про Питер и снимается там. Петербург, и режиссёр ставил задачу как раз-таки показать неоткрыточный город, к которому все привыкли, а показать его с новой, необычной стороны, как будто бы нам это кажется. Рекомендую всем посмотреть этот проект на платформе, потому что эти дворы-колодцы знаменитые, они там показаны иначе. И совершенно новые краски — не только жёлтое, дождливое. И действительно, рекомендую: там прекрасные касты. Вы наверняка получите удовольствие. В целом эффект присутствия узнавания у зрителей возникает именно тогда, когда они видят вот такие региональные жемчужины, как Триберг, или красноярские реки, или питерские дома, колодцы. Это очень работает на картинку и историю, но в то же время, если регион у нас в сюжете не написан, мы туда и не едем, потому что это долго и дорого. По этим же причинам мы можем один регион на картинке заменять другим. Или искать какие-то более оптимальные для нас варианты. Например, сейчас на Кион идёт «Актерище» — наш хит, без преувеличения, с Дмитрием Нагиевым и Антоном Лапенко, и там действия происходят в вымышленном городе Новолялинске, где расположен провинциальный театр, и там разворачиваются основные события сериала. Его снимали в подмосковной Верее.
Так что, если говорить о региональных съёмках, мы очень рады появлению, конечно, кинокомиссии, поддержки, везде этим пользуемся, потому что это не только может быть ребейты, это и помощь с локациями, помощь с гостиницами и с местными продакшнами, местный консалтинг. И везде, где есть эти возможности, мы, конечно, ими с удовольствием пользуемся.
Ещё хочется сказать про взаимодействие с местными жителями, с местными актёрами и театрами, когда мы снимаем в регионах, потому что мы стремимся показать красоту и ментальность проживающих там людей, и это даёт и колорит, и менталитет, и позволяет нам украсить наш актёрский ансамбль. Поэтому мы обращаемся в местные киностудии и театры. И учитываем обычаи, особенности региона. Скажем, если по обычаю данного региона человек заходит в дом и он должен снять на входе шапку, то у нас в кадре актёр и должен поступать именно так, потому что, тем самым, мы создаём вот эту атмосферу присутствия.
В целом в студии КИОН есть список региональных артистов, мы их смотрим первыми и ставим в каст-лист. Мы убедились в их абсолютных профессиональных компетенциях, они не уступают столичным артистам, с которыми мы привыкли работать, и они открыты, и это всегда оптимизирует нам подготовку проекта. Там, где действительно не всегда возможна гладкая организация съёмочного процесса, где-то не хватает оборудования, инфраструктуры, тут я поделюсь одним случаем: у нас проходили съёмки военной драмы «Отец» при поддержке Минкульта. Мы недавно их завершили, они проходили в Красноярском крае, и там должна была быть сцена, где отец и сын плывут в лодке. Для съёмки местные охотники нам показали очень красивую локацию, которая находилась в 4 часах от расположения съёмочной группы, и чтобы снять двух человек в лодке, нужно было вот эти 4 часа по бездорожью через лес доставлять 35 человек съёмочной группы. Так устроен кинопроцесс. И когда мы всё это сделали благодаря местным, и когда мы досняли сцену, стало понятно, что уже скоро стемнеет, обратно по воде мы, допустим, не вернёмся, и местные нам действительно помогали на двух УАЗиках отвозить этих три десятка человек. Мы были просто абсолютно сражены откликом готовности помогать, вовлечённостью местных людей. Соответственно, там, где у нас нет административной поддержки, мы просто видим очень горячий отклик людей, которые готовы помогать нам в создании прекрасного кино. Во многих регионах уже сформированы надёжные профессиональные команды. Это и координаторы, и администраторы, и логисты. Калининград в этом отношении, конечно, эталон, но многие другие территории не столь развиты.
И тут мы сталкиваемся с таким замкнутым кругом. То есть мы не ездим, например, туда снимать, потому что там нет инфраструктуры, там нет продакшенов, и это просто затруднительно, а их там нет, потому что продюсеры не ездят туда снимать. Тут, может быть, решением развития на местах могут быть какие-то образовательные истории, кинофакультеты. Вот мы видим, что на примере Калининградской области это уже происходит, и это помогает даже людям, которые имеют потенциал и желание вкатиться в эту историю, потому что кино — довольно специфическая отрасль, она довольно, скажем так, герметичная, да, то есть тут практически не бывает случайных людей, и даже при отличной организаторской жилке и менеджерских подходах ты не сразу разберёшься в процессе, поэтому, когда есть образовательная поддержка на местах, это очень приветствуется. Ну и в целом могу добавить, что мы более широко смотрим на развитие региональной инфраструктуры с точки зрения МТС медиа, потому что наш холдинг объединяет не только киноисторию, но и офлайн-инфраструктуру. Помимо онлайн-кинтеатра КИОН, в нашем холдинге есть также киностудии. Среди наших активов — компания МТС Лайф, которая управляет региональными концертными залами и театральными площадками: это и Петербург, и Челябинск, и Нижний Новгород, Екатеринбург и Воронеж. Соответственно, мы работаем над развитием этой культурной инфраструктуры.
Видим в этом не только бизнес-миссию, но и какую-то социальную миссию, потому что это всё влияет на привлекательность региона и поддерживает развитие внутреннего туризма. И в принципе, культура должна быть доступна всем, независимо от места жительства. Важная роль здесь играет именно территория, где живёт человек, её облик и обустройство.