Кион снимает в регионах России

В рамках седьмого Балтийского Культурного Форума, прошедшего с 17 по 19 апреля 2025 года в городе Светлогорске Калининградской области, прошла секция: «Региональные киноиндустрии: формула успеха». Предлагаем вашему вниманию выступление директора по связям с общественностью холдинга «МТС Медиа» Анны Афанасьевой.

Балтийский Культурный Форум — это дискуссионная площадка, где совместно с профессионалами, экспертами и властью представители культурных учреждений и деятели искусств обсуждают самые актуальные вопросы по направлению «Культура». Цель форума — раскрыть перспективу развития сферы культуры региона.

Я очень рада всех приветствовать в этом столь кинематографичном месте, потому что калининградская область стала, без преувеличения, одним из самых любимых мест для съёмок кино и сериалов. И этому есть несколько довольно очевидных причин. Во-первых, это неповторимая природа. Картинка. Достаточно выйти на улицу и посмотреть по сторонам, чтобы увидеть, насколько здесь нетипичный и красивый пейзаж, дюны и архитектура, потому что здесь можно снять европейскую историю и военное кино, и готическую какую-то историю, если нам нужно показать Западную Европу. Кроме того, мы здесь находим, конечно же, людей, которые знают, что такое кинематограф, и знают, как работать со съёмочными командами. И количество этих людей растёт. Мы очень рады сотрудничать. Большое спасибо местным кинокомиссиям, вообще базово не буду. В регионах продюсерам нужны две вещи: это ребейты и это инфраструктура. То есть это гостиницы, в которых можно разместить несколько десятков человек съёмочной группы и организовать питание. Нужны какие-то специалисты, специалисты, чтобы не вести их из Москвы и, соответственно, ребейт, потому что любой продюсер ищет возможность, как снять дешевле и оптимизировать свою смету просто в силу кинопроизводства.

Нам очень помогает финансовая поддержка на уровне местных властей, собственно. Калининград в этом смысле действительно эталонный пример: здесь всё организовано максимально комфортно для нас. Именно поэтому одним из первых сериалов, с которым стартовал онлайн-кинтеатр КИОН, стал сериал «Коса». Мы его снимали здесь и получили. Ребейт. У нас был достаточно внушительный ребейт, да, у «Косы» он составил 32 000 000 ₽. И это на сегодняшний день самый большой ребейт, выплаченный не только в Калининградской области, но и в России.

Ну и в целом, да, это был, по-моему, один из первых оригиналов КИОН, если я не ошибаюсь. Вообще, КИОН — это самый молодой сейчас кинотеатр на медиарынке. Буквально завтра эта платформа отмечает 4 года с момента запуска. И вот «Коса» — один из первых оригинальных сериалов, потому что с первыми оригиналами КИОН должен был найти свой индивидуальный характер, индивидуальный стиль, своё ДНК, и сериал получился очень кинематографичным. Это история о маньяке, а фоном для неё стали пейзажи Балтийского моря. Критики определили этот жанр как балтийский нуар, и мы даже не ожидали получить такой обширный фидбэк от аудитории, которая говорила, что история сериала о столь страшных вещах выглядит красиво и стильно именно за счёт вот этой потрясающей картинки, снятой на Курской косе. Многие, даже главной актрисе Линде Лапиньш, поступало много звонков с вопросом: «А где это снимали?» Потому что аудитория не всегда даже угадывала, что это снято в России. Соответственно, если нам нужно, если мы хотим получить изюминку какой-то иностранности, мы здесь легко можем этого добиться. И действительно, буквально пару недель назад, в начале апреля, у нас завершились съёмки проекта «Дорогой Вилли», который КИОН производит вместе с Институтом развития интернета. Это проект важный, он посвящён фрагменту политической истории о том, как Брежневу удалось выйти напрямую на канцлера ФРГ Вилли Бранта, и они в частном порядке не допускали обострения Холодной войны в тот момент, когда мир находился на пороге ядерной катастрофы. Соответственно, сейчас этот сюжет имеет особую модифицирующую функцию, потому что он говорит нам о том, что, в принципе, два человека могут договориться, найти общий язык и пойти навстречу друг другу за столом переговоров во имя здравого смысла. Мы долго искали, где показать Западную Европу, и нашли эти локации здесь, в Черняховске и Советске. В целом, если говорить о географии текущих и завершённых проектов КИОН, то мы очень много снимаем в регионах.

За 4 года существования платформы мы снимали в Волгограде, Красноярском крае, Ярославской области, Карелии, Сочи, Туле, Нижнем Новгороде, Казани, Санкт-Петербурге — это география, уже нами освоенная. И в этом году у нас снимается или находится в подготовительном периоде 14 проектов, которые мы будем делать в регионах, в том числе это такие истории, как «Резервация», «Капитанская дочка», «Старый новый бывший», «Отпечатки», «Сказка о царе Салтане» — большая масштабная работа, которую снимали, в том числе, на озере Байкал, а также другие кинопроекты документальные. Съёмка в регионах всегда продиктована сюжетной составляющей, то есть Москву и Подмосковье уже обснимали вдоль и поперёк, регионы пока позволяют показать нам историю.

Неожиданно, может быть, дать новый поворот, новую краску, потому что регионы все не похожи друг на друга, они имеют каждый свой неповторимый характер и самобытность, и, соответственно, характер региона может аффектить характер персонажей. Например, ты можешь ничего не объяснять зрителю, но показать героя в Териберке Мурманской области, и многое становится уже понятно.

И с удивлением для себя мы открыли, переоткрыли Петербург — у нас недавно на платформе КИОН вышел сериал «Дорогой родственник» с Тимофеем Трибунцевым и Анной Михалковой, он про Питер, он написан про Питер и снимается там. Петербург, и режиссёр ставил задачу как раз-таки показать неоткрыточный город, к которому все привыкли, а показать его с новой, необычной стороны, как будто бы нам это кажется. Рекомендую всем посмотреть этот проект на платформе, потому что эти дворы-колодцы знаменитые, они там показаны иначе. И совершенно новые краски — не только жёлтое, дождливое. И действительно, рекомендую: там прекрасные касты. Вы наверняка получите удовольствие. В целом эффект присутствия узнавания у зрителей возникает именно тогда, когда они видят вот такие региональные жемчужины, как Триберг, или красноярские реки, или питерские дома, колодцы. Это очень работает на картинку и историю, но в то же время, если регион у нас в сюжете не написан, мы туда и не едем, потому что это долго и дорого. По этим же причинам мы можем один регион на картинке заменять другим. Или искать какие-то более оптимальные для нас варианты. Например, сейчас на Кион идёт «Актерище» — наш хит, без преувеличения, с Дмитрием Нагиевым и Антоном Лапенко, и там действия происходят в вымышленном городе Новолялинске, где расположен провинциальный театр, и там разворачиваются основные события сериала. Его снимали в подмосковной Верее.

Так что, если говорить о региональных съёмках, мы очень рады появлению, конечно, кинокомиссии, поддержки, везде этим пользуемся, потому что это не только может быть ребейты, это и помощь с локациями, помощь с гостиницами и с местными продакшнами, местный консалтинг. И везде, где есть эти возможности, мы, конечно, ими с удовольствием пользуемся.

Ещё хочется сказать про взаимодействие с местными жителями, с местными актёрами и театрами, когда мы снимаем в регионах, потому что мы стремимся показать красоту и ментальность проживающих там людей, и это даёт и колорит, и менталитет, и позволяет нам украсить наш актёрский ансамбль. Поэтому мы обращаемся в местные киностудии и театры. И учитываем обычаи, особенности региона. Скажем, если по обычаю данного региона человек заходит в дом и он должен снять на входе шапку, то у нас в кадре актёр и должен поступать именно так, потому что, тем самым, мы создаём вот эту атмосферу присутствия.

В целом в студии КИОН есть список региональных артистов, мы их смотрим первыми и ставим в каст-лист. Мы убедились в их абсолютных профессиональных компетенциях, они не уступают столичным артистам, с которыми мы привыкли работать, и они открыты, и это всегда оптимизирует нам подготовку проекта. Там, где действительно не всегда возможна гладкая организация съёмочного процесса, где-то не хватает оборудования, инфраструктуры, тут я поделюсь одним случаем: у нас проходили съёмки военной драмы «Отец» при поддержке Минкульта. Мы недавно их завершили, они проходили в Красноярском крае, и там должна была быть сцена, где отец и сын плывут в лодке. Для съёмки местные охотники нам показали очень красивую локацию, которая находилась в 4 часах от расположения съёмочной группы, и чтобы снять двух человек в лодке, нужно было вот эти 4 часа по бездорожью через лес доставлять 35 человек съёмочной группы. Так устроен кинопроцесс. И когда мы всё это сделали благодаря местным, и когда мы досняли сцену, стало понятно, что уже скоро стемнеет, обратно по воде мы, допустим, не вернёмся, и местные нам действительно помогали на двух УАЗиках отвозить этих три десятка человек. Мы были просто абсолютно сражены откликом готовности помогать, вовлечённостью местных людей. Соответственно, там, где у нас нет административной поддержки, мы просто видим очень горячий отклик людей, которые готовы помогать нам в создании прекрасного кино. Во многих регионах уже сформированы надёжные профессиональные команды. Это и координаторы, и администраторы, и логисты. Калининград в этом отношении, конечно, эталон, но многие другие территории не столь развиты.

И тут мы сталкиваемся с таким замкнутым кругом. То есть мы не ездим, например, туда снимать, потому что там нет инфраструктуры, там нет продакшенов, и это просто затруднительно, а их там нет, потому что продюсеры не ездят туда снимать. Тут, может быть, решением развития на местах могут быть какие-то образовательные истории, кинофакультеты. Вот мы видим, что на примере Калининградской области это уже происходит, и это помогает даже людям, которые имеют потенциал и желание вкатиться в эту историю, потому что кино — довольно специфическая отрасль, она довольно, скажем так, герметичная, да, то есть тут практически не бывает случайных людей, и даже при отличной организаторской жилке и менеджерских подходах ты не сразу разберёшься в процессе, поэтому, когда есть образовательная поддержка на местах, это очень приветствуется. Ну и в целом могу добавить, что мы более широко смотрим на развитие региональной инфраструктуры с точки зрения МТС медиа, потому что наш холдинг объединяет не только киноисторию, но и офлайн-инфраструктуру. Помимо онлайн-кинтеатра КИОН, в нашем холдинге есть также киностудии. Среди наших активов — компания МТС Лайф, которая управляет региональными концертными залами и театральными площадками: это и Петербург, и Челябинск, и Нижний Новгород, Екатеринбург и Воронеж. Соответственно, мы работаем над развитием этой культурной инфраструктуры.

Видим в этом не только бизнес-миссию, но и какую-то социальную миссию, потому что это всё влияет на привлекательность региона и поддерживает развитие внутреннего туризма. И в принципе, культура должна быть доступна всем, независимо от места жительства. Важная роль здесь играет именно территория, где живёт человек, её облик и обустройство.

Балтийский Культурный Форум 2025

Другие новости

Prav_kino_2025_1

В кинотеатре «Поклонка» прошла торжественная церемония награждения победителей фестиваля, приуроченного к 80-летию Победы. В этом году в конкурсе участвовала 41 картина из России, Беларуси, Китая, Индии, Ирана и других стран. В Международный экспертный совет фестиваля вошли представители Гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России. Фестиваль объединил более 1000 площадок в 72 регионах России, включая […]

Po-Bratski2_1

Продюсерский центр «Молодежные инициативы» совместно с кинокомпанией «Сказка» презентовали постер комедийного фильма «По-братски». Сюжет строится вокруг двух супружеских пар – эксцентричных Бубликов (Варвара Щербакова и Денис Бузин) и интеллигентных Лебедевых (Ирина Темичева и Илья Коробко) – которые вынуждены вместе отправиться в северный город Нежногорье. В этом удалённом местечке одни планируют провести свои каникулы, тогда как […]

Ирина Анфалова-Шишкина, первый заместитель Министра культуры Челябинской области, в рамках Второго окружного форума «Российская креативная неделя — Урал» объявила, что распоряжением правительства Челябинской области от 11 апреля 2025 года на территории Челябинской области создана кинокомиссия. Новость, которую ждут, на самом деле, действительно замечательная, и решение о том, о чем я сейчас скажу, было принято как […]

В рамках Второго окружного форума «Российская креативная неделя — Урал» состоялась панельная дискуссия «Камера, мотор!»: новый этап развития уральского кино. Николай Тележников, директор фестиваля «ЧелоВечное кино», Председатель Челябинского областного представительства Союза кинематографистов России, представил кинопотенциал региона.  Основные направления развития кинопроизводства. На Урале действительно производится кино. Конечно, оно сейчас не такого большого объёма, как в центре. […]

Elena_Efimova

В специальном цикле интервью с создателями исторической драмы «В списках не значился» для журнала «Зеркало» продюсер Елена Ефимова рассказала о своем опыте взаимодействия на съемочной площадке с уже сыгранным театральным коллективом. Елена, работа с таким материалом, как повесть Бориса Васильева «В списках не значился», требует полной эмоциональной вовлечённости каждого из создателей фильма. Чем эта работа […]

BBabohka

В Москве состоялась презентация Евразийской академии кинематографических искусств и Открытой Евразийской кинопремии «Бриллиантовая бабочка». Идейным вдохновителем стал народный артист РСФСР, Герой Труда Российской Федерации Никита Михалков. Учредителями «Бриллиантовой бабочки» являются Общероссийская общественно-государственная организация «Российский фонд культуры» и Министерство культуры Российской Федерации. На презентации присутствовали представители более чем 20 стран мира, в числе которых Армения, Беларусь, […]