Калининградская кинокомиссия представила свои достижения в рамках Балтийского Культурного Форума

В рамках седьмого Балтийского Культурного Форума, прошедшего с 17 по 19 апреля 2025 года в городе Светлогорске Калининградской области, прошла секция: «Региональные киноиндустрии: формула успеха». Предлагаем вашему вниманию выступление начальника отдела кинематографии АНО «Фестивальная дирекция» Дмитрия Медведева.

 Балтийский Культурный Форум — это дискуссионная площадка, где совместно с профессионалами, экспертами и властью представители культурных учреждений и деятели искусств обсуждают самые актуальные вопросы по направлению «Культура». Цель форума — раскрыть перспективу развития сферы культуры региона.

Да, расскажу я сегодня коротко о том, какие возможности даёт Калининградская область для съёмок фильмов. Расскажу о нашей практике работы с опорой на векторы деятельности кинокомиссии Калининградской области. Самый главный и основной вектор для кинокомиссии, если мы говорим на языке экономики, это привлечение инвестиций, и здесь я не буду особо углубляться. Я просто пробегусь по тем цифрам, которые у нас саккумулированы, чтобы у всех присутствующих сложилось понимание об основных направлениях деятельности кинокомиссии.

Итак, привлечение инвестиций: с 2017 года регион привлёк более 1 миллиарда 273 миллионов рублей. Это те деньги, которые действительно потратили кинокомпании в Калининградской области, снимая здесь полностью либо частично свой контент. Соответственно, из первого вектора вытекает следующий, потому что после того, как кинокомпании оставили здесь деньги, регион в качестве меры поддержки возмещает им затраченные средства и выдаёт рибейты. За тот же период был выплачен совокупный рибейт в размере от 20 до 40%, и его сумма превысила 292 миллиона рублей. Это с учётом последних цифр, ведь мы в 2024 году провели аж целых три конкурса и выплатили тоже довольно большой рибейт.

Продолжаем работу в этом направлении, и в 2025 году немного перезапускаем систему, связанную с рибейтом. Но пока это рабочие моменты, которые я, к сожалению, озвучить не могу. На сегодняшний день цифра такая, и Калининградская область удерживает позицию лидера в плане выплаты рибейтов: порядка 293 миллионов мы выплатили.

Консультирование в режиме единого окна — это тоже один из основных векторов работы кинокомиссии, потому что мы консультируем абсолютно всех производителей контента: не только кинокомпании, которые снимают фильмы и сериалы, но также производственные компании, которые заходят, например, с travel-шоу и документальными картинами к нам в регион и которым необходимо содействие. Потому что кто, как не кинокомиссия, может подсказать, в каких локациях лучше снимать, как лучше просчитать логистику и к каким подрядчикам на территории Калининградской области обратиться? За все время существования отдела кинематографии в структуре фестивальной дирекции было оказано такое количество консультаций, что мы с коллегами подсчитали эту цифру и даже сами удивились тому, что порядка 250 консультаций, как лично, так и по телефону, по электронной почте мы оказываем. Это свидетельствует об интенсивности работы кинокомиссии в Калининградской области.

Помощь в подборе локаций для съёмок — ещё один важный вектор нашей деятельности. Здесь могу сказать лишь то, что те проекты, а это 51 национальный фильм, которые получили рибейты, предварительно, конечно же, в препродакшене приезжают к нам в регион на скаутинг. И на сегодняшний день с учётом тех скаутов, которые были проведены в регионе, были организованы 64 скаута. Я считаю, что это хорошая цифра, и, учитывая то, какое количество проектов затем сняло здесь контент и осталось до самого финала, получив рибейт, я думаю, это хорошая результативность.

Формирование кинорезерва — это также один из векторов деятельности. Здесь мы работаем с учётом того, что у нас существует площадка на сайте кинокомиссии, и там задействовано более 150 анкет. На сегодняшний день это анкеты кинодеятелей, которые активно участвуют в съёмочных процессах, постоянно интересуются кино и отслеживают те проекты, которые заходят к нам в регион, чтобы обращаться в дальнейшем к кастинг-директорам. Соответственно, кастинг-директора могут использовать нашу базу абсолютно свободно для того, чтобы просматривать анкеты, подходящие либо по типажам актёров, либо тех киноспециалистов, которые, по мнению продюсерской группы, могут быть задействованы во втором составе. Это также снижает продюсерские издержки, потому что второй состав живёт в Калининграде, ему не нужно оплачивать гостиницу, ему не нужно, может быть, даже в ряде случаев оплачивать какие-то трансферы на площадку, потому что у нас регион небольшой и по логистике довольно несложный.

Поэтому здесь мы помогаем ещё и таким образом. Организация практики — ещё один важный вектор, потому что мы устремлены к тому, чтобы наши специалисты были задействованы на реальных проектах, на реальных съёмочных площадках, и на сегодняшний день более 100 практикантов попробовали свои силы на съёмочных площадках фильмов и сериалов, которые реализовывались большими игроками в нашем регионе. Здесь всё стандартно: мы продолжаем работать в этом направлении и, конечно же, привлекаем практикантов на новые проекты, которые заходят в регион. В этом году у нас было отснято уже два больших федеральных проекта — многосерийные истории, практиканты поработали в большом количестве цехов, начиная от художественного и заканчивая работой в качестве ассистентов режиссёра. В ряде случаев, я думаю, это хорошая возможность для тех, кто действительно желает работать в кино, и такой социальный лифт мы стараемся предоставлять в этом вопросе.

Организация чемпионата профессионального мастерства. Здесь я коротко расскажу о нашем партнёрстве с Бориславом Володиным и с «Артмастерс». Мы уже два года подряд проводим чемпионаты для молодых кинематографистов на территории Калининградской области. Здесь всё связано с тем, что наш регион уникальным образом проводил образовательные программы с институтом кино и телевидения. Сейчас это немного трансформировалось в иное сотрудничество, но тем не менее, связь практики, которая действительно присутствует на реальных съёмочных площадках и возможность участвовать в чемпионате, для кинематографистов, которые только стартуют, создаёт хорошую экосистему, которая в перспективе должна привести к тому, что эти специалисты уйдут, как я это называю, в большое кино. Конечно, всегда жалко, когда они уезжают из Калининграда в Москву, но это, наверное, неизбежно.

Учитывая то, как у нас функционирует кинематограф, даже несмотря на то, что сегодня мы, безусловно, наблюдаем некую децентрализацию кинематографа и огромное количество проектов снимается в регионе, в частности, у нас возрождение киноклубного движения — это, если честно, моя личная гордость. И я хочу здесь поблагодарить мою коллегу Дарью, которая является куратором Калининградского киноклуба. Мы проводим его с июля 2024 года на площадке арт-резиденции «Дом молодёжи». Это наши партнёры, мы очень любим работать друг с другом. И за период с июля 2024 года по апрель 2025 года наши киноклубы посетило более 3000 зрителей. Когда мы запускали этот проект, мы хотели просто создать какую-то комфортную площадку для местных кинематографистов, потому что мы все понимаем, что есть большой пул работы, связанный с рибейтами и с федеральными, как я их называю, кинематографистами. Тем не менее, не стоит забывать о том, что региональное кино у нас живёт, оно снимается, и оно буквально сейчас, в данную минуту, снимается, где-то идут съёмки какого-то короткого метра, которые в дальнейшем, возможно, мы покажем на встречах нашего киноклуба.

Собственно, для нас было очень неожиданно, что большое количество работ региональных кинематографистов мы смогли показать — это работы действительно высокого качества. И, конечно, в таком соединении с теми возможностями, которые регион, правительство, Минкульт Калининградской области даёт для реализации нам, как кинокомиссии, через наши проекты, мы видим эту связь, когда человек, например, попрактиковавшись на съёмочной площадке большого проекта, понимает, что да, он хочет работать в кино и не просто работать специалистом второго состава. Возможно, даже снять своё собственное кино. Он прикладывает к этому значительные усилия, работает в регионе, аккумулирует здесь съёмочные команды, продюсирует в ряде случаев свои истории, потому что мы знаем, что в регионе очень часто приходится совмещать несколько различных должностей. От этого никуда не уйти, но тема интереснее — работа, связанная с кинематографом именно в регионе.

И мне на самом деле очень радостно, что те векторы работы, о которых я сейчас рассказываю, не являются какими-то такими сухими, знаете, никому непонятными, стандартными, не знаю, чиновничьими цифрами. Это то, что непосредственно связано с реальной жизнью, с тем, как кино живёт в Калининградской области.

Балтийский Культурный Форум 2025

Другие новости

Prav_kino_2025_1

В кинотеатре «Поклонка» прошла торжественная церемония награждения победителей фестиваля, приуроченного к 80-летию Победы. В этом году в конкурсе участвовала 41 картина из России, Беларуси, Китая, Индии, Ирана и других стран. В Международный экспертный совет фестиваля вошли представители Гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России. Фестиваль объединил более 1000 площадок в 72 регионах России, включая […]

Po-Bratski2_1

Продюсерский центр «Молодежные инициативы» совместно с кинокомпанией «Сказка» презентовали постер комедийного фильма «По-братски». Сюжет строится вокруг двух супружеских пар – эксцентричных Бубликов (Варвара Щербакова и Денис Бузин) и интеллигентных Лебедевых (Ирина Темичева и Илья Коробко) – которые вынуждены вместе отправиться в северный город Нежногорье. В этом удалённом местечке одни планируют провести свои каникулы, тогда как […]

Ирина Анфалова-Шишкина, первый заместитель Министра культуры Челябинской области, в рамках Второго окружного форума «Российская креативная неделя — Урал» объявила, что распоряжением правительства Челябинской области от 11 апреля 2025 года на территории Челябинской области создана кинокомиссия. Новость, которую ждут, на самом деле, действительно замечательная, и решение о том, о чем я сейчас скажу, было принято как […]

В рамках Второго окружного форума «Российская креативная неделя — Урал» состоялась панельная дискуссия «Камера, мотор!»: новый этап развития уральского кино. Николай Тележников, директор фестиваля «ЧелоВечное кино», Председатель Челябинского областного представительства Союза кинематографистов России, представил кинопотенциал региона.  Основные направления развития кинопроизводства. На Урале действительно производится кино. Конечно, оно сейчас не такого большого объёма, как в центре. […]

Elena_Efimova

В специальном цикле интервью с создателями исторической драмы «В списках не значился» для журнала «Зеркало» продюсер Елена Ефимова рассказала о своем опыте взаимодействия на съемочной площадке с уже сыгранным театральным коллективом. Елена, работа с таким материалом, как повесть Бориса Васильева «В списках не значился», требует полной эмоциональной вовлечённости каждого из создателей фильма. Чем эта работа […]

BBabohka

В Москве состоялась презентация Евразийской академии кинематографических искусств и Открытой Евразийской кинопремии «Бриллиантовая бабочка». Идейным вдохновителем стал народный артист РСФСР, Герой Труда Российской Федерации Никита Михалков. Учредителями «Бриллиантовой бабочки» являются Общероссийская общественно-государственная организация «Российский фонд культуры» и Министерство культуры Российской Федерации. На презентации присутствовали представители более чем 20 стран мира, в числе которых Армения, Беларусь, […]